Как научиться читать быстро

Парадокс зрительного восприятия во время чтения состоит в том, что глаза «улавливают» объект, если неподвижны относительно него. В то же время глаза должны совершать движения, чтобы переходить от слова к слову, от предложения к предложению.

Если проследить за движением глаз по странице у людей, обладающих невысокой или средней скоростью чтения, то можно обнаружить, что оно прерывистое, блуждающее, с возвращениями к прочитанному ранее. У людей, которые читают быстро, движения глаз плавные, с равномерными остановками на больших группах слов.

Зрительный ориентир – помощник в быстром чтении

Как можно увеличить скорость чтения? Дети, обучаясь чтению, всегда водят пальцем по буквам и словам. Это позволяет им удерживать изучаемый материал в поле зрения. Принцип ориентира, который помогает не отвлекаться на прочитанное ранее и другие слова на странице, лежит и в основе обучения технике быстрого чтения. Если сравнить количество слов, прочитанное за минуту обычным способом, с количеством слов, прочитанных за минуту при использовании зрительного «помощника», то окажется, что 200 слов в минуту – скорость ниже средней.

Что лучше использовать в качестве ориентира? Указку, ручку, палец. Все, что позволяет не только акцентировать зрение на группах слов или абзацах, но и дает возможность периферийному зрению охватывать страницу целиком. Периферийное зрение выполняет функцию первичного знакомства с материалом, подготавливает мозг к восприятию детальной информации. Карточки или закладки для выделения строк использовать не рекомендуется. Они фиксируют зрение только на горизонтальной линии.

Если человек хочет просто лучше воспринимать информацию, то зрительный ориентир нужно передвигать плавно и размеренно, позволяя глазам концентрироваться на большей группе слов. Если же целью стоит обучение скоростному чтению, то требуется увеличивать скорость передвижения «помощника». Так, чтобы она была немного выше, чем требуется для восприятия смысла текста. Когда глаза начнут фиксировать информацию в новых условиях, то и мозг приступит к перестройке способностей к концентрации и восприятию.

Как быстро усваивать прочитанное

Как увеличить скорость восприятия нового материала? Не нужно его штудировать с первой страницы. Эффективнее пройти 4 ступени:

  • обзор (знакомство с оглавлением, вступлением и т.д.);
  • предварительный просмотр (беглое прочтения названия глав, начало и окончания параграфов и т. п.);
  • собственно чтение;
  • повтор прочитанного.

Следует разбить изучаемый материал на части. После 40-45 минут занятий глазам и организму необходим отдых.