Гиперопека: в чем опасность?

Инфантилизм стал визитной карточкой нынешнего поколения. Причиной его часто называют хаос 90-х – повсеместная неуверенность в завтрашнем дне, крушение привычных идеалов породили в массах людей пассивность и фаталистичное отношение к собственной судьбе.

Однако, исторические условия не единственная причина повсеместного распространения инфантилизма. Многие психологи сходятся на том, что причиной появления несамостоятельных, не способных к принятию решений людей является родительская гиперопека.

Что же это такое? Попробуем разобраться.

Гиперопека: виды

Гиперопеку еще называют гиперпротекцией. Она выражается в чрезмерной заботе о ребенке. В отношениях «родитель-ребенок» самостоятельность ребенка ограничена до минимума, зато родительский контроль расцветает пышным цветом, местами превращаясь в откровенную тиранию.

Психологи выделяют два типа гиперопеки – потворствующую и доминирующую.

Потворствующая гиперопека

Ребенка с детства приучают к мысли о его исключительности. Его капризы немедля выполняют, а от жизненных трудностей ограждают, решая их за него.

Результат не заставляет себя ждать: уровень притязаний ребенка растет с каждым днем, постоянное родительское внимание порождает у него зависимость, сродни наркотической – ему жизненно необходимо выделиться, оказаться в центре внимания. Тем более жестоким становится столкновение с реальностью, где никто его прихотям потакать не собирается.

Как результат – постоянные истерики, нервные срывы, в подростковом возрасте возможен суицид (как средство привлечения внимания).

Доминирующая гиперопека

Детство ребенка представляет собой череду постоянных запретов и наказаний. Запреты зачастую сопровождаются принижением способностей ребенка – ему внушают, что «он еще мал» и «не способен ничего сделать правильно».

С точки зрения родителей – все это делается ради безопасности любимого чада.

На деле ребенок вырастает робким и зависимым, его постоянно преследуют страхи и фобии.

Последствия

Ребенок, выросший «под пятой» родительской любви, зачастую оказывается не способен к нормальной социализации. Впоследствии у ребенка формируется «выученная беспомощность» – неспособность к улучшению своей жизни, даже если для этого имеются предпосылки. Жизнь такого человека будет намного тяжелее жизни тех, кому с детства привили самостоятельность и чувство ответственности.