Методики раннего развития

Когда в семье появляется малыш, у родителей, естественно, возникают вопросы о воспитании и развитии его как личности. В помощь родителям учеными были разработаны программы для развития детей разного возраста. В основу пособий положен опыт воспитания собственных детей и анализ развития детей в экспериментальных группах.

Все авторы этих методик считают, что каждый ребенок рождается с большим потенциалом развития. Дети, отстающие в развитии, это следствие недоработки их родителей. С этим утверждением можно поспорить, но методики пользуются популярностью и достаточно успешно применяются на практике.

Одно можно утверждать безоговорочно: ребенка нужно развивать с самого раннего возраста. Для этого можно использовать опыт своей семьи или способы, предложенные профессионалами.

Программы раннего развития детей дошкольного возраста

Гленн Доман (американский нейрохирург)

Эта программа была составлена для реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и дала поразительные результаты. Рекомендуя методику ускоренного развития здоровым детям, ученый мотивировал тем, что мозг ребенка более восприимчив к информации в возрасте от 1,5 до 3 лет. Именно в это время он рекомендовал начинать занятия по обучению чтению и математике.

Главное условие – ребенок должен находится в непринужденной обстановке и воспринимать обучение как игру, никакое насилие недопустимо.

Проводятся занятия при помощи карточек, изображающих предметы и их описание. Следуя всем правилам методики Домана, действительно, можно научить ребенка чтению и счету до школы. Существует один минус – очень усердные родители могут перестараться, объем информации должен быть индивидуальным для каждого ребенка.

Мария Монтессори (итальянский врач)

Эта методика основана на создании вокруг ребенка условий, способствующих его развитию путем тематического зонирования пространства (уголок рисования, лепки, игрушечный зоопарк, детская железная дорога и прочее). Причем ребенку предоставляют полную свободу в выборе деятельности. По этой методике работают многие групповые детские учреждения.

Недостаток программы обучения в том, что здесь требуются специальные условия и денежные вложения. Обязательно наличие отдельной игровой комнаты, чем больше тематических зон представлено, тем быстрее ребенок познает мир и развивается интеллектуально.

Б.П.и Е.А. Никитины (российские педагоги)

Методика Никитиных представлена авторами на примере воспитания собственных детей. Некоторые приемы воспитания (педагогика сотрудничества) были взяты из рекомендаций А.С.Макаренко и дополнены спортивными и оздоровительными программами.

По методу Никитиных детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Большое внимание уделяется закаливанию и физической культуре. Наличие большого количества развивающих пособий и тесный контакт с родителями позволяет вырастить здорового, интеллектуально развитого ребенка. Не согласны с некоторыми аспектами этой программы врачи, так как предлагается жесткое закаливание с грудничкового возраста.

Н.А.Зайцев (российский педагог)

Методика Зайцева – это развивающая программа по изучению русского и иностранного языка для детей от 4 до 5 лет. С детьми более раннего возраста рекомендуется заниматься по аналогичной методике Тюленева.

В основе методической программы лежит обучение чтению по слогам при помощи специальных кубиков, таблиц и музыкальных занятий. Каждый кубик имеет различное по цвету и наполнению оформление. Ребенок путем визуального и слухового восприятия быстро запоминает буквы и слоги.

Данная методика нашла необычное применение, по ней иностранцы очень быстро учатся разговорному русскому языку. Но у этой программы обучения есть противники в лице некоторых педагогов начальных классов. Они считают, что после изучения языка таким способом в школе у ребенка возникает путаница при фонетическом разборе слов.

Сесиль Лупан (просто хорошая мама)

Сесиль, самая знаменитая мама в мире, не имея специального образования, издала несколько замечательных книг о методах воспитания и индивидуального развития детей. В них она делится опытом использования различных методик в воспитании своих детей. Книги, в доступной любому читателю форме, описывают наиболее эффективные приемы интеллектуального развития детей и ошибки родителей, от которых никто не застрахован.

Всем молодым родителям стоит почитать эти рекомендации, чтобы воспитать здоровую, интеллектуально развитую личность. Преимущество этой программы в том, что она не требует дополнительных методических материалов и рассматривает индивидуальные занятия согласно интересам ребенка. Критики отмечают только один недостаток, Сесиль предлагает обучать ребенка плаванию с пеленок, эту концепцию принимают далеко не все родители.

Методические программы по воспитанию создаются специалистами в помощь родителям. Каждый из родителей вправе принимать или нет предложенный материал. Развивать ребенка с раннего возраста, безусловно, нужно, чтобы раскрыть потенциальные возможности малыша, в школьном возрасте это сделать труднее.